Паломничество в Оптину пустынь август 2012 года

Страны, континенты, города...
Аватара пользователя
Oleg
Site Admin
Сообщения: 530
Зарегистрирован: Чт мар 13, 2008 9:41 pm

Паломничество в Оптину пустынь август 2012 года

Сообщение Oleg »

Мы с коллегой и его семейством на автомобиле съездили в Оптину пустынь. В воскресенье утром 06.08.2012 приехали в Оптину пустынь, в понедельник днём 07.08.2012 выехали из Оптиной пустыни.

Ехали по Киевскому шоссе "с ветерком", из Москвы выехали 06.08.2012 в 5-30, в пути сделали одну пятиминутную остановку (если не считать остановку на посту ГАИ за превышение скорости), приехали в 8-20, и сразу же пошли на службу. Расписание служб узнали на информационном стенде перед входом в монастырь.

Я пошёл в храм Марии Египетской на начавшуюся в нём в 8-00 Литургию. После запричастного стиха я вышел из храма и пошёл искать коллегу. Коллега в это время был в гостинице - пытался поселиться. В воскресенье селили только после 12-00, у нас было два часа до этого времени. День был жаркий, солнечный, нужно было двигаться или отсиживаться в тени, чтобы не зажариться.

Пошли сначала перекусить пирожками, продававшимися в ларьке вдоль дороги в обитель. Коллега купил еды и чая для себя и семьи, я купил пирожное за 30 рублей. В качестве питья у меня с собой было 3 яблока и одна груша, я начал есть одно яблоко.

Подкрепившись, пошли осматривать территорию святой обители. Осмотрев кладбище, на котором я не нашёл могил иноков-новомучеников, убиенных в 1993 году, вышли за стены монастыря и пошли осматривать колодец преподобного Амвросия и Оптинский скит. В колодце преподобного Амвросия по неизвестной причине не было воды (объявления об этом не было), хотя сточный желоб, проложенный под наливным шлангом колодца, был прилично мокрый. Вероятно, вода всё-таки была, но её было мало и её вычерпали до нашего прихода.

Рядом с воротами скита на траве и на своих скамейках сидела паломническая группа с монахом-экскурсоводом. Мы сели на соседний пенёк (в тень), до нас долетали обрывки фраз экскурсовода. Не было заметно, что в скит пускают паломнические группы (все миряне, кого мы видели, проходили мимо скитских врат). Мы немного посидели и стали обходить территорию скита с левой стороны. Увидели пожарный пруд. Рядом с прудом в траве сидела женщина с неподвижным лицом. Другая женщина пыталась по сваренным из стальных прутьев помосткам спуститься к воде, но увидев нас, застеснялась. Больше никого мы там не увидели. Когда мы прошли чуть дальше, вторая женщина спустила ноги в пруд (вероятно, хотела их там омыть - с душем в монастыре всё непросто). Мы пошли по дальней стороне периметра скита. С дальней стороны скита находится труднопроходимый (в нашей городской одежде!) лес, от которого скит отделён небольшим рвом-канавой. Дорога была грунтовая, песчаная, но её начали выкладывать бывшим в употреблении красным кирпичом (наверное, чтобы была более проходима после дождя). На западной стороне скита были два почти пустых мусорных контейнера и асфальтовая подъездная дорога к ним. Не найдя больше ничего примечательного, мы вернулись к воротам скита. К скиту с западной стороны тоже шла асфальтовая дорога и была даже устроена парковка с автомобилями паломников-священнослужителей.

Коллега захотел пройти в скит. Я спросил у привратника, можно ли войти в скит. Он сказал, что без благословения - нельзя. Когда мы вернулись на старый пенёк, паломническая группа всё ещё сидела и слушала монаха-экскурсовода.

Нам нужно было идти в гостиницу - поселяться, и мы пошли. В гостинице мы прождали в ожидании дежурной долгое время (вероятно, пока дежурная была на трапезе). Прямо в гостинице можно было купить монастырский квас за 50 рублей бутыль 1.5 литра. Я читал правила пребывания в гостинице и удивлялся. В гостинице для паломников... не благословляется трапезовать (очевидно, это можно было делать в чайной, если чем-то не устраивала братская трапеза). Не благословляется также говорить по мобильному телефону, так как гостиничный номер предназначается для отдыха, для молитвы, для чтения. На самом деле, когда я прожил день в гостинице, я понял, что правила абсолютно верные - в первую очередь, по причине стеснённости в гостиничных келиях. В ночь с воскресенья на понедельник я спал в келии, где стояло 4 двухярусных кровати. Выбор дня моим коллегой (спланировавшим поездку) был абсолютно правильным, так как в ночь с субботы на воскресенье все места были заняты, и даже в коридоре были заняты кровати. А в следующую ночь, когда мы и ночевали, в нашей комнате были свободны 4 койки из 8. Я смог относительно хорошо выспаться ночью.

Итак, появилась дежурная, и мой коллега, волнуясь, пытается снять комнату для себя и семьи. Дежурная говорит ему : давайте паспорта. Он протягивает паспорта и оплатив порядка 800 рублей за каждое место, получает бумажку с адресом снятой комнаты-келии и ключи. Следующая - моя очередь. Я ничего не стал говорить дежурной, хотя мне хотелось поселиться поближе к коллеге. Я положился на её опытность в таких делах и на Бога. Мы были первыми (новыми) поселенцами в этот день! Каково же было моё удивление, когда с меня затребовали всего 300 рублей (за сутки пребывания в гостиничном номере), и я тут же понял, что я не буду жить рядом с коллегой. Я принял это как данность и не стал ничего переспрашивать. Мне дали бумажку с надписью "1 гостиница, 2-1, до 06.08" и сказали : "обогните наше здание и идите прямо по дорожке". Я сначала "стормозил" и пошёл было не туда - пошёл по дорожке в корпус, который был без гостиничной дежурной. Я переспросил дорогу у привратника около входа в гостничный комплекс. Он дал более точные ориентиры, и я без труда нашёл свою гостиницу (рядом стояла такая же гостиница номер 2, но для женщин).

Я показал свою бумажку дежурной по гостинице, и она должна была меня поселить, но моя койка (при входе в келию слева, внизу) не была заправлена должным образом. Дежурная велела мне подождать. Тут подошли ещё паломники (из Челябинска), и я вышел из гостиницы и пошёл на братскую трапезу. Попал во вторую очередь (она была сразу после первой очереди, которая начиналась в 13-00). Хорошенько поел супа (был очень голоден!) и взмокшим от жары и приёма пищи, не допив компот, вышел из второго зала трапезной.

Проходя вдоль дороги, увидел идущего из гостиничного домика коллегу, и окликнул его. Он как раз намеревался мне звонить, чтобы искать меня. Мы спросили дорогу к источнику и пошли на источник преподобного Пафнутия Боровского. В купальне был народ. Было жарко, и стихийно мы вдруг решили окунуться. Я не сразу залез в воду, сначала пробовал и привыкал к холодной воде (градусов 10, при наружной температуре 30 градусов). И постеснялся снимать трусы. Первым полностью троекратно окунулся мой коллега. Мне после этого уже было проще окунаться, я проделал то же самое (впрочем - держась за перила). Выскочили из воды источника свежими как огурчики. Я снял и выжал трусы. Купание в источнике очень освежило нас в жару и придало сил. Мы вернулись к гостинице и мой коллега решил вздремнуть часок с дороги (он встал в 4-00, меня поднял в 5-00). Я тоже пошёл в свою гостиницу. Дежурная назвала меня ёжиком (по взъерошенным после купания волосам). Моя койка была полностью готова, и я, расстелив её, попытался уснуть (помня о том, что "не благословляется ... лежать на покрывале"). Но не тут-то было : мухи (в количестве до 10 штук) накидывались на разные части тела и не давали спокойно спать. Мухи вероятно прилетали из туалета, дверь в который располагалась напротив келии и практически не закрывалась. Так, промучившись до начала вечерней службы и пытаясь заснуть, я провалялся в кровати около полтора часа. Тут же я увидел моего соседа, чья койка была ближе к окну, тоже внизу. Он спал (или лежал?) с наглазниками. У меня наглазников не было, но мне они и не были особо нужны - ему светило дневным светом прямо из окошка, а надо мной не было света (его заслоняли верхние койки).

Кровати были довольно прочные и добротные, железные, выкрашенные в белый цвет, бельё чистое и опрятное, одеяло - тёплое и лёгкое, с бамбуковыми волокнами. Я не догадался снять пододеяльник с одеяла, чтобы накрыться от мух только пододеяльником, я одеяло в 30-градусную жару было ясно лишним. Ночью я всё-таки снял пододеяльник (правда, ночью мухи уже спали и не беспокоили паломников).

Немного отдохнув и придя в себя, я собрался идти на вечернюю службу (в 17-00). Встал в Казанском соборе на правую сторону. Служба (вечерня, утреня) длилась ровно 3 часа (до 20-00), полиелея не было. После её окончания пошёл на трапезу, и тоже попал во вторую очередь. Давали сильно разваренную несолёную кашу с овощами в отдельно тарелке. Хлеба можно было брать сколько угодно (и он оставался). Соль стояла на столе. За столом помещалось 10 человек - по 5 с каждой стороны. Вся еда (включая салат из кабачков/баклажанов) была сильно разваренной, чтобы паломники "без зубов" могли её съесть. Масло в пище было (плавали жировые звёздочки), но довольно мало. Зато еда была ... очень вкусной и даже отчасти сытой. Можно было наесться. Выйдя из трапезы после общей молитвы, я зашёл в чайную. Там же застал моего коллегу и его семью. Я купил полюбившееся пирожное за 30 рублей и пару хлебцов с отрубями (по 5 рублей за штуку), а также бутылку монастырского рыжеватого квасу за 50 рублей (ещё в продаже был квас "традиционный" за 100 рублей за бутыль 1.5 литра и квас красносмородиновый за 130 рублей за бутыль 1.5 литра - все квасы хранились в холодильнике для напитков). Хлебцы мне очень понравились, так что при отъезде на следующий день я купил их ... 20 штук. Монастырский бездрожжевой хлеб (рублей по 20-25) я покупать не стал, но тоже высоко оценил его качества, съев несколько кусков за братской трапезой.

Бутылка с квасом мне нужна была ещё и как тара для воды из источника. Выпив квас за вечер и за утро, я тщательно прополоскал бутылку, и набрал в неё воды из источника преподобного Пафнутия Боровского. Пустая бутылка 1.5 литра стоила в чайной... 15 рублей.

Выйдя из чайной, мы обсудили итоги первого дня паломничества и наметили план на второй, завершающий день. До отбоя (в 23:00 закрываются ворота и двери гостиниц) оставалось полтора часа. Я предложил прогуляться по дороге в Оптину (хотел показать сосновый бор), но там, несмотря на поздний час, было активное автомобильное движение, и мы вскоре повернули назад. А сосновый бор по краям активно зарос сорными лиственными породами.

Придя домой в келью в 22-10, я стал бороться с мухами, которые мне днём досаждали. Ещё раньше (кажется, на вечерней службе) мне в голову пришла ясная мысль, как из подручных, доступных мне средств сделать мухобойку. У меня был проездной на электричку, который был обёрнут четырьмя резинками (поперечный срез велосипедной камеры). Я разорвал ключом 2 резинки, и связал их. Получилась мухобойка. На полу стала расти горка убитых мух. В ходе борьбы с мухами заодно познакомился с соседом по келье, который читал по книжке молитвы и изредка меня критиковал за столь неожиданный поворот по отношению к мухам. Он меня спросил : "что тебя так переклинило на мух?". Я ответил, что мухи меня днём достали. Сосед ответил, что мухи ночью спят, и доставать не будут. Я даже прикрыл дверь в комнату, чтобы мухи из туалета к нам больше не залетали. Однако сосед из коридора заглянул к нам и спросил : "почему у вас дверь закрыта? у вас так душно в комнате...". Дверь всё же пришлось открыть, сквозняка ради. К тому же, мы не были вдвоём с соседом одни в 8-местной комнате : позже подошли ещё два соседа, которые улеглись на верхние койки с противоположной стороны.

Относительно общения с соседом по келье : я всё ждал, когда же произойдёт этот момент общения, не начиная разговор первым, но вот этот момент настал (так сказать, мухи помогли).

Сосед оказался из Питера и даже мой ровесник (на полгода-год меня старше). Он спросил меня, почему я приехал без жены. Я ответил про обстоятельства своей поездки. В свою очередь, я спросил его, почему он в монастыре без жены. Он ответил, что он затем и приехал : помолиться о даровании жены. У меня сразу возникла мысль : "туда ли он приехал?" Я сразу стал думать, чем я могу ему помочь. Я вспомнил про молодёжную организацию "Чайка" в Питере (как позже оказалось, он знает про эту организацию и даже бывал в стенах этой организации).

Будить паломников в гостинице номер 1 начали рано, в пятом часу утра. Братский молебен начинается в 5-30, я почему-то завёл будильник в 5-40 (думал, что молебен начинается в 5-45). Мне по правилам пребывания в гостинице нужно было в 9-00 освободить свою койку (несмотря на то, что заселился я примерно в 13-00 накануне). Я пытался отлежаться, закрывал глаза, но сон не шёл. Нужно было подниматься и идти на службу. Несмотря на краткий сон (легли мы после 23-00, а из-за позднего прибытия паломников свет в гостинице не сразу выключили), я чувствовал себя отдохнувшим. Только был тонус от солнечного загара, необычно большого для меня времени обращения на солнце вчера.

Я сказал дежурной по гостинице, что после ранней литургии заберу свои вещи (тогда я ещё не знал, во сколько кончается ранняя литургия в будние дни). Вышел на площадь перед монастырем. Занимался рассвет. Сделал телефоном снимок долины реки под монастырской стены и пошёл в храм.

Одна служба в Казанском соборе сменяла другую. В 6-30 закончилась полунощница (монахи очень проникновенно спели "Се жених грядет в полунощи"), и с чтения часов началась ранняя литургия (по расписанию она в 7-00). Кончилась ранняя литургия примерно в 8-30, у меня ещё было время допить бутылку кваса в прикуску с шоколадными конфетами (привезёнными с собой).

Отъезд был нами запланирован в первом часу дня (после выселения моего коллеги в 11-30 мы планировали сходить на источник и ещё раз искупаться). Я попросил коллегу положить мои вещи в багажник его машины, а сам остался в тапочках. Вчера я волновался, что с 9-00 до 12-00 мне будет нечего делать, но потом я внутренне успокоился, и впоследствии очень хорошо провёл это время. С 9-00 до 12-00 я просидел под тенью деревьев во дворе монастыря, на лавочке возле алтаря Казанского собора, читая "Богомолье" И.Шмелева и беседуя с монахом из Челябинска (с которым тут на лавочке и познакомился). В 12-00 я пошёл в чайную - распарить и съесть макароны Роллтон, которые привёз с собой. Благо, кипяток там есть в свободном доступе. Мой коллега в это время обедал (их кормили прямо в их гостинице - в домике была специально оборудованная комната для приёма пищи).

Наконец, все мы были готовы покинуть гостеприимную обитель. Я подошёл к домику, где жил коллега, и стал разглядывать его фасад. Мне понравилось, насколько крепко и ладно всё там было сделано. Ребёнок коллеги захотел раскладной деревянный стульчик, который стоял в коридоре. Оказалось, такой стульчик продаётся в подвальной лавке под Казанским собором, и стоит всего 280 рублей. Мне поручили сходить с ребёнком в лавку и купить этот стульчик, что мы и сделали. Так у 6-летнего ребёнка осталась память о монастыре Оптина пустынь, где он провёл полтора дня своей жизни.

Полностью собравшись, мы пошли и искупались на источнике преподобного Пафнутия Боровского ещё раз. После моего купания зазвонил мой сотовый телефон - мой коллега в Москве столкнулся с проблемой и запросил мою помощь. Вообще, мобильные сети операторов сотовой связи МТС и Мегафон в монастыре и около монастыря хорошо работали. Но мегафоновский мобильный интернет там был "никакой" (на телефоне Самсунг Галакси S I у коллеги). Чтобы иметь возможность принимать звонки в понедельник, я включил на пару дней на своём расхожем МТС-номере тарифную опцию "Везде как дома" - подключение 30 рублей, абонентская плата 5 рублей в сутки. Фактически, я принял только один звонок - моего коллеги.

Было жарко. После купания супруга коллеги захотела красносмородиного квасу, который она до этого попробовала и который ей очень понравился. Коллега развёл пары в машине (включил в ней кондиционер). Мы дождались супругу, напились квасу, и поехали в Шамордино. Было около 13-00.

Без приключений доехали до Шамордино. Припарковали в тени машину и вошли в монастырь. Были припаркованы и другие машины, плюс три междугородных автобуса. Увидели величественный, восстановленный Казанский собор и перед ним - 4 могилки с крестами. Там похоронены игумении шамординского монастыря - в том числе игумения Никона, почившая в 2012 году. Мы вошли в собор. Изнутри собор был прекрасен. Огромные своды и простор для богомольцев, вышитые самоцветами и жемчугом иконы на стенах. Два этажа (вход на второй этаж - только по благословению игумении). Я насчитал 5 приделов (2 из них - на втором этаже!).

Осмотрев монастырь и искупавшись в Живоносном источнике, мы в 16-00 выехали из монастыря. Подкрепиться едой нам не удалось - мы не знали, к кому обратиться, а чайной не нашли (возможно, её и не было). Поэтому мы поели оптинских хлебцов из отрубей и запили красносмородиновым квасом (который очень пригодился).

Купальня более-менее устроена только близ Живоносного источника. Казанский и Амвросиевский источники менее оборудованы, когда я с ребёнком коллеги приблизился к Казанскому источнику, мне женщины закричали, чтобы мы не смотрели в их сторону. Подъем-спуск к источнику представляет неплохое физическое упражнение, так как источник находится ниже уровня фундамента храмов монастыря примерно на 70-100 метров. Храм в богадельне (единственный действовавший в 1992 году) был закрыт для посещения с улицы, но я встретил того самого монаха из Челябинска, с которым разговорился на скамейке в Оптиной пустыни (вероятно, его группа была уже внутри богадельни).
Аватара пользователя
Oleg
Site Admin
Сообщения: 530
Зарегистрирован: Чт мар 13, 2008 9:41 pm

Выбор обуви для паломничества

Сообщение Oleg »

В повести И.Шмелева "Богомолье" сказано, что обувь для паломничества нужно выбирать "расхожую", т.к. удобную и разношенную.

В противном случае мысли будут не о цели визита в святое место, а о неудобной обуви или о натёртых мозолях на ногах.

Кроме того, в монастыре нужно стоять на долгих монастырских службах, а в неудобной обуви стоять вообще невозможно.

Придирчиво оглядев имеющуюся обувь, я выбрал старые летние коричневые полуботинки Belwest (верх из кожи). Вытер с них пыль и примерил : то, что надо! Кроме них, я взял черные тапочки-сланцы (я с ними вообще ни в каких поездках не расстаюсь), и потом они мне очень пригодились.

Стоя на службе в Оптиной пустыни, я осмотрел обувь, в которой молятся трудники монастыря. Это большей частью были сандалии, и те же сланцы-тапки, что я взял с собой. Поэтому после стояния на службах, гуляя по монастырю, во второй день своего пребывания я надел взятые с собой (с тёмными носками). В них было гораздо комфортнее, чем в летних кожаных ботинках с закрытым верхом!
Аватара пользователя
Oleg
Site Admin
Сообщения: 530
Зарегистрирован: Чт мар 13, 2008 9:41 pm

Обустройство гостиницы номер 1

Сообщение Oleg »

В целом - в гостинице мне понравилось. Тихо, скромно, опрятно. Правилами пребывания запрещено шуметь, т.е. спать можно в любое время суток (кроме, быть может, уборки с 9-00 до 12-00). Сантехника и отделка вся новая. Бельё, матрацы и мебель - тоже.

Не увидел батарей отопления (гостиница - летняя?).

Унитазы стоят фирмы Santek (сам такие унитазы покупал, нареканий к ним никаких).

Единственное - летом бывает душновато даже в коридоре (где большее движение воздуха, чем в комнатах - т.е. в комнатах ещё душнее).

Гостиница бывает забита паломниками накануне праздников и выходных/воскресных дней. В остальное время есть свободные места, но резервирование по телефону всё равно не производится. Кто первый приедет, заплатит и получит бирку - тот и будет жить.
Аватара пользователя
Oleg
Site Admin
Сообщения: 530
Зарегистрирован: Чт мар 13, 2008 9:41 pm

Re: Паломничество в Оптину пустынь август 2012 года

Сообщение Oleg »

Вопрос : продаются ли в Оптиной Пустыни бутыли под воду?

Ответ : да. Пустая пластиковая бутылка ёмкостью 1.5 литра стоила летом 2012 года в чайной 15 рублей.

Вернуться в «Путевые заметки»