Преподобный Михаил Малеин (Память 12 / 25 июля)

Все, что касается основ вероучения,православного
катехизиса, Священного Писания, трудов и наставлений Святых
отцов церкви. Отношения к другим религиям в трудах
православных богословов и святых.

Модератор: Technik_Writer

Ответить
Technik_Writer
Сообщения: 72
Зарегистрирован: Вс янв 30, 2011 5:59 pm
Вaш интepнeт-πpoвaйдep: Novotelecom
Откуда: Н-сибирск

Преподобный Михаил Малеин (Память 12 / 25 июля)

Сообщение Technik_Writer »

Преподобный Михаил Малеин (Память 12 / 25 июля)

http://www.pravoslavie.ru/put/55044.htm

Преподобный Михаил родился в 894 году в каппадокийском городе Харсиане. Он происходил из знатного и влиятельного рода Малеинов, который дал миру многих полководцев и государственных деятелей и который был связан с императорским домом. Родители Михаила долгое время не имели детей, но затем им было видение Богородицы, и у них родился сын. В крещении он получил имя Мануил. Еще в детстве мальчик был возведен в достоинство спафарокандидата императорской канцелярии, и в будущем его ждала блестящая придворная карьера.

Однажды Мануил был в Константинополе вместе с отцом, патрикием Евстафием, и присутствовал на похоронах императора Льва VI, который приходился им родственником (912). Юноша осознал тщету земной славы и почестей, и в нем загорелось желание принять иноческий постриг. Желая знать, такова ли воля Божия о нем, он открыл Псалтирь наугад и прочел стих: «На Господа уповах; како речете души моей: превитай по горам, яко птица?» (Пс. 10: 1). Он закрыл книгу с радостью, убежденный, что получил Божественное знамение, и бежал без ведома родителей, желавших женить его в соответствии с их положением.

Мануил добрался до деревни Керсинии у подножия горы Кимин в Вифинии[1]. Там жил известный старец Иоанн Еладит с несколькими учениками. Юноша в слезах пал к ногам старца и, скрыв свое истинное происхождение, просил направлять его в служении Богу. Видя пыл юноши и его горячее стремление к Богу, преподобный Иоанн всего через четыре дня облек Мануила в монашеские одежды с именем Михаил. Когда патрикию Евстафию сообщили новость слуги, посланные сыном, он, не вынеся боль разлуки, поспешил на гору Кимин.

Евстафий прибыл ночью и сразу пошел в церковь, как раз когда начиналась утреня. Тут он услышал ангельский голос сына, воспевшего слова: «Душе, яже зде временна, тамошняя же вечна», – и зарыдал, чем выдал свое присутствие. Патрикия привели к старцу, которого он стал резко укорять и обвинять в том, что тот заставил его сына оставить мир. Иоанн кротко отвечал, что всего лишь повиновался слову Евангелия: «Приходящего ко Мне не изгоню вон» (Ин. 6: 37). Тогда Евстафий успокоился, перестал угрожать монастырю, однако увез Михаила с собой. Когда они вернулись домой, мать преподобного Михаила, которая чуть не умерла от тоски, с трудом утешилась. Ведь его монашеские облачения свидетельствовали, что он действительно умер для мира и плотских привязанностей. Родители не могли заставить сына вернуться к мирской суете и позволили уехать в монастырь.

Преподобный Михаил был поставлен прислуживать в трапезной. Тот, кто с детства был окружен слугами, стоял, пока братия трапезничали, готовый подчиниться малейшему их знаку. Он с таким смирением исполнял даже самые неприятные послушания, что заслужил восхищение духовного отца и других монахов. Как и многие послушники, преподобный Михаил претерпевал жестокое искушение от желания спать. Тогда он решил днем носить только одну одежду и ходить с босыми ногами даже зимой, а ночью спать на доске. Через два года мужественных подвигов он был пострижен в монахи. На обряде пострига присутствовал его отец, который напутствовал Михаила: «Стремись, дитя мое, угождать Богу, Которого ты предпочел этому миру и родителям». Затем Евстафий с радостью вернулся к супруге и сказал, что Богородица приняла обратно данный им дар и что их сын станет опорой для многих душ, и они будут гордиться им.

Вскоре Евстафий умер (915), а мать, которая раньше так возражала против монашеского призвания сына, сама приняла постриг. Сестра преподобного вышла замуж и стала матерью будущего императора Никифора Фоки (963–969). Святой разделил наследство со своим братом Константином и отдал свою долю духовному отцу, а тот половину раздал нищим, а вторую половину использовал для расширения монастыря. Так преподобный Михаил освободился от всех забот о семье.

Желая вести более уединенную жизнь, он получил от старца благословение удалиться на скалу, находившуюся рядом с монастырем (918). Там он проводил пять дней в неделю в подвиге, молитве и трудах, а в субботу и воскресенье возвращался в монастырь и жил вместе с братией. Так он четыре года вкушал мед безмолвия, а затем ушел еще дальше, в пустыню, вместе с одним из своих родственников по имени Агапий. Они провели в отшельничестве два года, пребывая в самом строгом воздержании, питаясь только сухим хлебом, который время от времени приносили им крестьяне. Однако посетители нарушали их безмолвие – тогда они ушли в окрестности Прусиады (921).

Агапий оставил преподобного Михаила, и он поселился в очень тихом месте, называвшемся Ксиролимния. Здесь он построил себе хижину, чтобы вести безжалостную борьбу с бесами. Слава о преподобном Михаиле вскоре распространилась, и многие стали приходить к нему, чтобы подражать его образу жизни. Сначала блаженный не принимал их, но затем подчинился воле Божией. Вскоре более 50 монахов стали вести в этой местности безмолвное житие, питаясь только хлебом и водой. Преподобный Михаил во всем служил им примером и наставлял в искусстве из искусств. В этой общине блаженных было невозможно найти человека, охваченного унынием, печалью, павшего духом или очерствевшего сердцем. Всех приходивших к нему преподобный Михаил вел к сокрушению – и они, забывая сон, подчинялись блаженному изменению десницы Всевышнего (см.: Пс. 76: 11), чтобы вслед за святым возноситься в небесные выси.

Тем не менее в этом месте не было условий, подходящих для жизни большого числа монахов, поэтому преподобный оставил управление лаврой Агапию и отправился с несколькими учениками в Вифинию (925). Придя на гору Кимин, где он начинал свой подвиг, святой Михаил нашел уединенное место с достаточным количеством воды неподалеку и начал строительство новой лавры. В первую очередь монахи возвели большую церковь в честь Богородицы[2]. Словно новый Моисей, словами и писаниями преподобный Михаил управлял учениками, число которых быстро возросло, ни в чем не отступая от законов подвижничества и монашеской жизни.

Преподобный Михаил не мог видеть несчастного человека и не оказать ему помощи, поэтому раздавал бедным все, чем владела община. У подножия горы он построил приют, в котором принимали всех паломников и странников. Так благодаря трудам и молитвам игумена пустыня превратилась в город, несмотря на козни диавола, который не мог выносить огня, исходившего из уст святого во время молитвы. Днем и ночью преподобный Михаил размышлял над Священным Писанием и достиг такого бесстрастия и столь высокой ступени созерцания Божественных таинств, что удостоился дара пророчества и совершил множество чудес. Так, он предсказал поражение Византии в войне с болгарами в правление императора Константина VII Багрянородного (913–959) и заранее возвестил о низложении Романа Лакапина (944). Узнав об этом пророчестве, патриарх Феофилакт, сын Романа (933–956), рукоположенный в 16 лет вопреки священным установлениям и показавший себя недостойным этого высокого сана, попытался разрушить монастырь, но не смог ничего сделать. С помощью пророческого дара преподобный защищал своих учеников, находившихся в опасности, и помогал грешникам прийти к покаянию.

Однажды, по диавольскому наущению, один из монахов замыслил убить святого. Ночью с мечом в руке он подошел к келье преподобного Михаила и увидел его молящимся в окружении огненного кольца. Монах словно окаменел от изумления, а святой сказал: «Войди и положи то, что ты прячешь». Тогда несчастный пал в ноги преподобному Михаилу. Тот отослал его и предостерег, что вскоре ему самому придется предстать перед Богом. Действительно, через 40 дней этот монах умер, покаявшись.

Когда преподобный Михаил был в Константинополе у своего родственника, стратига Зефинизера, к нему привели юного Авраамия, будущего преподобного Афанасия, основателя Великой лавры на Афоне (память 5 июля). Юноша был потрясен сиянием святости старца и тотчас последовал за ним на гору Кимин. Преподобный Михаил наставил его в основах монашеской жизни. Когда святой старец готовился почить в Господе, преподобный Афанасий испугался, что его могут избрать преемником игумена, и ушел из монастыря, взяв с собой куколь преподобного, который с тех пор надевал по большим праздникам.

За 50 лет монашеской жизни святой Михаил никогда не изменял своего подвижнического правила. Всегда простираясь в предняя (см.: Флп. 3: 13), он пять дней в неделю не вкушал пищи, а в конце жизни на время Великого поста продлевал этот срок до двенадцати дней. В любую погоду он носил только одну простую грубую одежду, спал на табурете и только если был болен, ложился на подстилку. Тем не менее святой Михаил очень любил церковные торжества. На Господские и Богородичные праздники он всю ночь пел в братском хоре, с лицом, сияющим от радости. Преподобный жил на земле подобно ангелу и почил в мире 12 июля 961 года.

Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви», вышедшей в издательстве Сретенского монастыря.

Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря



25 июля 2012 года
Вложения
68101_p.jpg
Ответить

Вернуться в «Православная апологетика»